- Департаменты по регионам
- Астана
- Алматы
- область Ұлытау
- Шымкент
- область Жетісу
- Акмолинская область
- область Абай
- Актюбинская область
- Алматинская область
- Атырауская область
- Восточно-Казахстанская область
- Жамбылская область
- Западно-Казахстанская область
- Карагандинская область
- Костанайская область
- Кызылординская область
- Мангистауская область
- Павлодарская область
- Северо-Казахстанская область
- Туркестанская область
Дата публикации: 15.05.2024 12:08
Дата изменения: 15.05.2024 12:13
Разъяснение и правоприменение статьи 545 КоАП за несоблюдение порядка применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза
Вопросы по обеспечению законности в таможенной сфере является одним из актуальных в современный период времени. Теоритическое осмысление указанных вопросов актуально в контексте Таможенного Союза, а также образование Евразийского Экономического Союза (далее по тексту – ЕАЭС) с 1 января 2015 года.
Регулированию таможенной сферы уделяется особое внимание. С 26 декабря 2017 года в Республике Казахстан действует Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», Таможенный кодекс ЕАЭС.
Вместе с тем, в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее по тексту – КоАП) анализируются основные вопросы квалификации административных правонарушениях в сфере таможенного дела.
Одним из наиболее часто встречаемых правонарушений таможенных правил является Несоблюдение порядка применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Объектом административного правнарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 545 КоАП, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с законодательством РК и (или) Таможенного Союза. Ввоз и вывоз из Республики Казахстан отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, защиты интересов потребителей, а также исходя из других интересов Республики Казахстан. Запрещенные к ввозу либо вывозу товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств. Кроме того, согласно данной статье товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан, при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан. С учетом изложенного, по статье 545 КоАП может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы ЕАЭС, но и непосредственно при их таможенном оформлении.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 545 КоАП, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенному границу ЕАЭС (при при несоблюдении запретов).
Нарушение требований указанных в данной статье влечет административную ответственности в виде административного штрафа на физических лиц в размере 15, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 50 месячных расчетных показателей, с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
Составление административного материала входит в компетенция органов государственных доходов, согласно ст.804 КоАП. Принятие и непринятие дополнительной меры взыскания в виде конфискации прирагатива судебных органов, так как административный материал рассматривается исключительно судебными органами.